Необходимость грамотного участия родителей в формировании профессионального плана подростка переоценить трудно.

В 15-17 – летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, отсутствует.

Влияние учителей и сверстников минимально. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная.

Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально-значимые качества и возможность из компенсации.

Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами подростки обычно просто не учитывают.

Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:

  1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.
  2. Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.
  3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.

Наиболее типичные ошибки родителей при формировании профессионального плана ребенка:

  1. Предложение родителей по выбору профессии не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его (ребенка) оценивают. Прояснить ситуацию помогают объективные независимые результаты тестирования.
  2. Родители не учитывают, что выбор профессии процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Поэтому, даже вполне адекватный совет иногда отвергается – ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности. Большое значение имеет эмоциональный рассказ родителей о своей работе, о других известных им профессиях. Очень важно предоставить детям возможность наглядного ознакомления с разными профессиями.
  3. 3. Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают ее всерьез («мал еще, ничего не понимает, потом будет благодарен») или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы («станешь врачом, будешь нас лечить», «станешь экономистом – передадим тебе семейный бизнес» и т.п.). Родителям важно помнить, что если ребенок получит профессию, не соответствующую его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, кроме того, неправильно выбранная профессия может испортить характер и причинить вред здоровью.
  4. Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся. Целесообразно сначала выбрать профессию, а потом – учебное заведение.
  5. 5. Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родителей особенно твердая («будешь учиться на экономиста, или не рассчитывай на нашу помощь»). Родителям следует помнить, что ребенок должен выбрать такую профессию, в которой он будет конкурентоспособным, что никакая профессия не является панацеей от безработицы, и ребенок рискует оказаться и невостребованным, и с ненужной ему профессией.

Наши специалисты – психологи помогут Вам и Вашему подростку:

  • выявить профессиональные склонности,
  • выбрать среднее или высшее профессиональное учебное заведение, специализацию обучения в вузе,
  • определить подходящий профиль обучения в старшей школе.

Для этого в  Центре профессиональной ориентации и социально трудовой адаптации проводится психологическое тестирование по методике «Профориентатор» и профконсультирование.

Продолжительность услуги: 1 час 40 минут

СТОИМОСТЬ услуги:

  • 950 рублей (тестирование+консультация психолога)

Предварительная запись по телефону 33-42-51 или по Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Использованы материалы сайта http://www.proforientation.spb.ru/node/3

Здоровье и профессия

Когда имеются отклонения в состоянии здоровья, не совместимые по заключению врачей, с работой по той или иной профессии, это означает, что человек или совсем не может выполнять данную работу, или эта работа будет усиливать имеющиеся (пока, может быть, не явно выраженные) отклонения в состоянии его здоровья.

Установить соответствие здоровья человека требованиям, предъявляемым той или иной профессией, - задача врача. Каждый поступающий на работу или в учебное заведение проходит обязательный медицинский осмотр. Но часто бывает так, что этот осмотр осуществляется на той стадии, когда выбор профессии уже сделан. Чтобы избежать разочарований, важно своевременно проконсультироваться с врачом.

Каждому выбирающему профессию следует знать факторы, которые считаются неблагоприятными для организма. Это поможет правильно оценить свои возможности.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ

ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Заболевания

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

Некоторые рекомендуемые профессии и специальности

Органы зрения

Работы, требующие особо высокой точно­сти, напряжённости зрения, ношения за­щитных очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении

Продавец, бармен, оператор, оператор птицефаб­рики и птицефермы, са­довод, слесарь по ремон­ту автомобиля

Органы слуха

Работа, требующая хорошего слуха и обращения с людьми, слухового напряжения, а также связанная со значительным шумом и вибрацией

Чертежник, вышивальщица, швея-мотористка, обувщик, цветовод, фото­граф, кондитер

Органы дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токси­ческими веществами, значительное физи­ческое напряжение, все виды излучения

Контролер-кассир, киномеханик, цветовод, опе­ратор станков с пусковым управлением, оператор связи

Сердечно­сосудистая система

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на вы­соте, с движущимися механизмами, шум и вибрация

Радиомеханик, портной, секретарь-референт, пчеловод

Органы пищеварения

Контакт с токсическими веществами, зна­чительное физическое и нервное напряже­ние, работа, связанная с нарушением ре­жима питания, вынужденная рабочая поза, предписанный темп работы и невозмож­ность соблюдать режим питания

Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомо­билей, декоратор-оформитель

Нервная система

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, осо­бенно нервнопаралитического действия, работа, связанная с повышенной опасно­стью травматизма

Резчик по дереву, закройщик, столяр

Кожа

Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность, неблаго­приятный микроклимат, постоянное ув­лажнение и загрязнение, охлаждение рук

Оператор ЭВМ, сборщик часов, полупроводников, чертежник-конструктор,

мойщик посуды

Опорно-двигательная система

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа па высоте, у движущихся механизмов

Сборщик микросхем, телеграфист, швея-мотористка

Почки и мочевыводящие пути

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с наруше­нием питания, вибрация

Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомо­билей, декоратор-оформитель

Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях

Болезни

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

1. Органов дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение.

2. Сердечно-сосудистой системы

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов.

3. Органов зрения

Работа с мелкими деталями, работа, требующая ношения очков, значительное физическое напряжение, запыленность.

4. Нервной системы

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами

5. Опорно-двигательного аппарата

Вынужденная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и переноска тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов.

6. Органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания, вынужденная рабочая поза.

7. Почек и мочевых путей

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.

По влиянию на организм человека условий труда, профессии можно разделить на шесть групп:

Первая группа включает профессии, в условиях работы, которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим склонность и способности.

Профессии второй группы (повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора (например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности). Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям.
Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. К таким профессиям можно отнести, к примеру, ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), обувщика (запах клея, шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы.

К четвёртой группе относятся профессии и специальности с тяжёлыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, водолаз и другие. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, уровень физического состояния организма у данных работников должен быть очень высок.

Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, кондитер, фармацевт и другие.

Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определённых органов (органов зрения – чертёжник, сборщик микросхем; органов слуха – настройщик музыкальных инструментов, органов обоняния). Если человек здоров, то может выбирать любую профессию. Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать. В этом случае необходимо посоветоваться с врачом-профконсультантом.

 

По материалам сайта МОУ СОШ № 5 г. Николаевск-на-Амуре. Режим доступа:  http://school-5.do.am/publ/18-1-0-40 и  материалам сайта КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Режим доступа: http://www.cross-kpk.ru/ims/files/New/07-tech4/Data/5-11-5.htm 

 

Профориентация в Интернет

Н.А. Болсуновская, руководитель сетевого методического
объединения школьных психологов,
координатор психолого – педагогического
направления портала « Сеть творческих педагогов»

Выбор профессии – важный этап в жизни любого школьника, от которого зависит его будущее. И если раньше учащиеся об этом задумывались ближе к окончанию школы, то теперь система профильного обучения заставляет школьника, чуть ли не с восьмого класса серьезно подходить к выбору жизненного пути.

Конечно, школьник не одинок в своем выборе – ему помогают психологи, педагоги, родители, товарищи. Ряд профориентационных ресурсов предлагает и сеть Интернет.

Итак, чем может быть полезна всемирная паутина для школьников, занимающихся выбором будущей профессии, и помогающих ему специалистов?

Во – первых, в сети Интернет существует ряд сайтов, где каждый желающий может познакомиться с секретами выбора профессии.

Есть сайты, зайдя на которые можно найти ответы на самые насущные вопросы: с чего начать выбор профессии, какие факторы влияют на выбор профессии, какова технология этого выбора, какие ошибки можно при этом допустить, как простроить свою карьеру.

Во-вторых, зайдя в Интернет можно познакомиться с миром профессий:

v    описаниями  различных  профессий

v    должностными инструкциями  работника той или иной профессии Сайт «Find –Job.ru» Должностные инструкции. – Режим доступа: http://www.find-job.ru/instruction/

v    классификатором «Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды»

Сайт «Профориентация. Образование. Занятость». – Режим доступа: http://www.acareer.ru/

v    рейтингами самых востребованных, высокооплачиваемых профессий

В третьих, Интернет предлагает подборку психологических профориентационных игр, приемов, разработок занятий, которые могут быть использованы психологами, педагогами при индивидуальной или групповой работе с учащимися:

В–четвертых, в сети Интернет школьники могут пройти on-line профориентационное тестирование:

  • Сайт «Профориентация: кем стать»  Тесты « Профориентатор» и « Профориентатор +». – Режим доступа:http://www.ht.ru/prof/tests/tests.html
  • Сайт «СПБ гуманитарный университет профсоюзов» Тест Е.А. Климова. – Режим доступа:http://www.gup.ru/comments/profes.html
  • Комплексный супертест общей профориентации С. Хатэуэя и И. Маккинли. – Режим доступа: http://bel.com.ua/~georgy/
  • Сайт «Edunews.ru Все для поступающих» Профориентационный тест. – Режим доступа:http://www.edunews.ru/task/prof_tst.htm
  • Сайт «Психологические страницы и тесты» Профориентационный  тест Джона Голланда. – Режим доступа:http://psy.agava.ru/test25t.shtml
  • Сайт «Работа.su» Профориентационный тест Е.А. Климова. – Режим доступа:http://www.rabota.su/training/quiz/testddo.php

В–пятых, в Интернете психологи могут найти подборку психологических профориентационных тестов:

  • Сайт «Find–Job.ru» Тесты. – Режим доступа: http://www.find-job.ru/test/ (подборка из 7 тестов)
  • Сайт «Сетевое методическое объединение школьных психологов» Авторские профориентационные методики Г. Резапкиной [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://som.fio.ru/items.asp?id=10001987
  • Сайт «А.Я. Психология» Профориентационные тесты (более 50 штук). – Режим доступа: http://azps.ru/tests/indexpf.html
  • Сайт «Сетевое методическое объединение школьных психологов» Программа компьютерной проф. диагностики ДВУМЦ. – Режим доступа: http://som.fio.ru/item.asp?id=10014935
  • Сайт « Сетевое методическое объединение школьных психологов» АРМ психолога–профконсультанта. – Режим доступа:  http://som.fio.ru/item.asp?id=10014934

Такими мы видим сейчас базовые ресурсные возможности сети Интернет по сопровождению профессионального самоопределения школьника. В будущем, бесспорно, появятся новые технологии и идеи, однако, если у вас уже сейчас есть новые интересные ссылки по профориентации или методические материалы по данной тематике, то мы с радостью разместим их на сайте http://it-n.ru «Сеть творческих педагогов» и http://som.fio.ru Сетевое методическое объединение психологов образования