Может ли выбор профессии быть на 100% личным решением?

Постараемся выделить некоторые общие положения, на которых базируется разумный выбор будущей профессии:

  • Понимание своего я: здесь мы подразумеваем способности, наклонности, интересы, амбиции, ресурсы и ограничения;
  • Понимание внешних условий:т.е. требований, исполнение которых может способствовать успеху, продвижению, обретению возможностей и перспектив в разнообразных профессиональных отраслях;
  • Соотнесение внутреннего и внешнего:способностей с требованиями, наклонностей с возможностями, амбиций с перспективами и т.д.

Каждый из этих факторов может весьма неоднозначно влиять на принятие окончательного решения о выборе профессии молодыми людьми.

С одной стороны, в этом аспекте велика роль самоощущения, с другой – влияние общественного воздействия (через особенности культуры, происхождения и др.) сложно переоценить. Внешние силы могут, как усиливать, так и ослаблять, а порой и сводить к нулю возможности индивида к сознательному и ответственному выбору профессиональной области.

Наиболее показательным примером в данном случае может выступать ситуация с профессиональным выбором выпускниц школ, характерная далеко не только для нашей страны. В большинстве вариантов, девушки чаше всего избирают гуманитарные направления, и это во многом результат общественного мнения.

Еще в 80-е годы прошлого века группа учёных-психологов реализовали исследовательский проект, ставя целью объяснить, что же именно становится препятствием для женщин, имеющих потенциал к овладению профессией, в которой математика, физика или химия играют существенную роль. Анализируя поведенческие модели выпускников школ, учёные вывели особый симптом «математической неуверенности», которая чаще встречалась у представителей женского пола. В наше время — это смещение частично урегулировано, но в том числе и за счёт того, что многие молодые люди теперь также подвержены «естественнонаучной неуверенности».

Как следует из вышеприведенной информации, личный выбор профессиональной области даже в лучшем случае не может быть полноценно самостоятельным – среда, так или иначе, накладывает свой отпечаток на решение. Закономерно возникает вопрос: не логично ли в этом случае изначально обратиться к программам профессиональной ориентации?

Сочетая в себе достижения психологии, социологии, педагогики и экономики, сопровождение по вопросу профориентации служит и самому заказчику, и всему социуму в целом. Подобные программы:

  • способствуют самопознанию;
  • обеспечивают высокую степень соответствия компетенций запросам рынка труда;
  • вносят вклад в рост экономических показателей (через эффективное использование человеческих ресурсов);
  • усиливают позиции социальной справедливости и толерантности, ведь консультант подбирает сферу деятельности, опираясь на объективные данные о способностях и возможностях кандидата, но не по половому, национальному или иному социальному признаку.

Специалисты по профориентационному сопровождению в ходе работы используют модели, позволяющие совмещать способности с условиями работы, а личный интерес с мотивационной составляющей (в том числе и денежной). Равновесие между этими факторами позволяет обеспечить важный результат: успешность и удовлетворенность от работы, а также занятие достойной должности.

Поэтому, с уверенностью можно рекомендовать всем, кто не еще определился с выбором (да и тем, кто определился) посетить специалиста, занимающегося профессиональной ориентацией.

 

Противоречия в профессиональном выборе абитуриентов и механизмы их разрешения

Выбор профессиональной области или конкретной специальности, подобно большинству других решений, связанных с самоопределением, может быть сопряжен с различного рода противоречиями. Основной список ключевых противоречий профессионально-образовательного выбора у абитуриентов и выпускников выглядит следующим образом (после каждого примера приводится возможный вариант преодоления противоречия):

  • Слабая связь реальных потребностей рынка труда и, общепринятой в общественном мнении, иерархией престижной/непрестижной или актуальной/неактуальной работы.

Стремительное развитие профессий в настоящее время не позволяет рассматривать каждую из них в статическом положении. Одни и те же позиции могут претерпевать существенные изменения в краткосрочной перспективе, даже в рамках одного предприятия. Прежде чем останавливать свой выбор на конкретной специальности, рекомендуем каждому абитуриенту провести своеобразный мониторинг профессии (то есть с помощью сети Интернет взглянуть на профессию в ретроспективном разрезе и «заглянуть в завтрашний день».

  • Недоступность практического опыта ознакомления с профессией на этапе выбора предполагаемой специализации.

Сложность современных производственных и технологических процессов зачастую не позволяет абитуриенту "потрогать профессию руками" на этапе выбора. На смену сожалениям о разрушении системы учебно-производственных комбинатов, должен прийти подход тесных связей образования и бизнеса.

  • Разрыв между линейной структурой образовательного процесса в средней школе и потребностью в формировании у выпускников способности выбирать из множества вариаций развития своей карьеры.

Данное противоречие не может быть снято исключительно усилиями специалистов по профессиональной ориентации. Такая работа ведется в школах совместно педагогами и специалистами по профессиональной ориентации (психологами). Обучающиеся могут совместно с родителями выбирать образовательные траектории с различными комбинациями предметов и дисциплин.